Расходы бюджета России в прошлом году стали рекордными

Пандемия ударила по бюджету: как выросли расходы в 2020 году

Пандемия ударила по бюджету: как выросли расходы в 2020 году

В 2020 году общие государственные расходы России оказались рекордными за всю историю страны, следует из оценки Центра развития НИУ ВШЭ. Они составили 42,15 трлн руб., или…

Пандемия ударила по бюджету: как выросли расходы в 2020 году

Прослушать новость Остановить прослушивание Расходы бюджета России в прошлом году стали рекордными

В 2020 году общие государственные расходы России оказались рекордными за всю историю страны, следует из оценки Центра развития НИУ ВШЭ. Они составили 42,15 трлн руб., или 39,5% ВВП. Эксперты отметили, что увеличение расходов было связано с кризисом, и в 2021 году они такими уже не будут.

Скопировать ссылку

Сколько потратили из бюджета

Расходы консолидированного бюджета России (федеральный бюджет, бюджеты регионов и муниципалитетов), включая внебюджетные социальные фонды, в 2020 «ковидном» году стали рекордными за все время существования Российской Федерации, следует из оценки ведущего научного сотрудника Центра развития НИУ ВШЭ Андрея Чернявского, которую приводит РБК.

Госрасходы достигли 42,15 трлн руб., из которых 54% пришлось на федеральный бюджет (для сравнения, в 2019 году — 49%). В процентном отношении к ВВП они составили 39,5%. Это почти на 5 п.п. выше, чем в среднем за 2011-2019 годы. В постсоветской истории расходы всей бюджетной системы были выше только в кризисном 2009 году — 41,4% ВВП. Однако тогда ВВП упал на 7,8%. В 2020 году, по данным Росстата, ВВП снизился на 3,1%.

Как выглядят расходы России на фоне других стран

Уровень госрасходов по отношению к ВВП в России в 2017-2019 годах был ниже чем в европейских странах. Для сравнения, в 2019 году Россия потратила 34,2% ВВП, Франция — 55,6% ВВП, Финляндия — 53,2%, Бельгия — 52,3%, Норвегия — 50,8%, Италия — 48,7%, следует из данных Федерального казначейства.

Андрей Чернявский, однако, обратил внимание, что в странах Западной Европы мощная система социальной защиты и пенсионная система, а также более жесткое налогообложение. По его словам, Россию как развивающуюся страну логичнее сравнивать с такими государствами, как Польша, Турция, Мексика. Среди развивающихся стран Россию по расходам (в процентном соотношении к ВВП) обходят Украина, Бразилия, Саудовская Аравия, ЮАР, Турция. Ниже такие расходы, в частности, у Китая, Катара, Египта, Индии и Мексики.

«Если смотреть на то, что происходило в России с отношением расходов бюджетной системы и доли ВВП, то это соотношение было где-то на уровне 34-35%. Но в 2020 году оно поднялось до 40%. Произошел достаточно резкий скачок. Я думаю, что нечто подобное происходило и в других странах», — сказал Чернявский «Газете.Ru».

«Если брать соотношение бюджетных доходов к ВВП, то Россия отставала от стран Западной Европы с очень высоким уровнем налогового обложения, (была — прим. «Газеты.Ru») ближе к странам Восточной Европы, но если сравнивать с рядом развивающихся стран, то российская налоговая нагрузка и российские налоговые расходы не такие маленькие», — добавил он.

Руководитель центра макроэкономического анализа Альфа-банка Наталья Орлова в беседе с «Газетой.Ru» также отметила, что сравнивать Россию с развитыми странами трудно из-за разных систем налогообложения: у нас подходный налог составляет 13%, а в некоторых развитых странах он может составлять 30%, а то и 40%. В таких государствах бюджетные системы переопределяют больше финансовых ресурсов, сказала эксперт. Орлова добавила, что выборка стран может зависеть от задач. Например, Россию часто сравнивают с «сырьевыми» странами, например, Норвегией, Мексикой, Саудовской Аравией.

Достаточны ли траты на поддержку граждан и бизнеса

Председатель Счетной палаты Алексей Кудрин отмечал в колонке для РБК, что во время пандемии «можно было больше потратить на поддержку граждан и бизнеса», например, расширить поддержку бедного населения.

По его словам, средства Фонда национального благосостояния (ФНБ) «тратятся очень консервативно» (по данным Минфина на 15 марта 2021 года, объем ФНБ составлял $182,06 млрд, или 13,552 трлн руб., 11,7% ВВП). «При вложении нескольких сотен миллиардов, которые у нас есть, можно было бы многим помочь», — отмечал Кудрин. В Счетной палате не ответили «Газете.Ru» по этой теме на дополнительные вопросы.

Наталья Орлова из Альфа-банка считает, что бюджетная политика России «выглядит совершенно рациональной» из-за высокой зависимости от цен на энергоносители. Какова будет ситуация на рынке через 5-10 лет, точно сказать нельзя. Например, во многих странах-потребителях активно ведутся разговоры о переходе на зеленую энергетику.

«Россия совершенно разумно в таких условиях формирует ФНБ, сберегая доходы от продажи энергоносителей», — сказала эксперт «Газете.Ru». По ее мнению, можно обсуждать саму структуру бюджета: например, выделять больше средств на здравоохранение или образование.

«Когда говорят о жесткой фискальной политике, имеют в виду, что Россия не отошла от бюджетного правила в части пользования средствами ФНБ. Россия старается экономить эти средства, потому что они потребуются в ситуации, если цена нефти будет ниже базовой. Тем не менее этот вопрос дискутируется, и не исключено, что Министерство финансов будет вынуждено бюджетное правило ослабить»,

— считает Андрей Чернявский.

По его словам, если сравнивать объем кризисной поддержки в России с другими западными странами, то «она выглядит не такой большой, но тем не менее она была существенной». В 2020 году страна отошла от бюджетного правила, чтобы выделить на это средства. «Россия осуществила огромные заимствования на внутреннем рынке в размере 4,6 трлн руб.», — отметил Чернявский.

Наталья Орлова и Андрей Чернявский сходятся во мнении, что в 2021 году расходы как федерального, так и региональных бюджетов будут ниже, чем в 2020 году. Это связано с тем, что российская экономика сейчас находится на этапе восстановления, а прошлый год был кризисным.

Можно ли ожидать выплат населению перед выборами

По мнению экспертов, так называемых вертолетных денег, то есть прямой раздачи денег населению, в преддверии Единого дня голосования не будет, однако возможны какие-то адресные социальные выплаты. Это будет зависеть от экономической ситуации, например, от ситуации с безработицей, пояснила Орлова.

По мнению Чернявского, Минфин может решить направить дополнительные средства регионам — например, увеличить трансферты по сравнению с уже запланированным объемом. «Это не «вертолетные деньги» в прямом смысле слова», — уточнил эксперт.

«С одной стороны, эти возможности есть, а с другой стороны, деньги получат регионы. И как они ими распорядятся, сложно сказать: будут ли увеличены социальные выплаты или какие-то иные расходы. Но я думаю, что можно ожидать роста трансфертов, связанных именно с Единым днем голосования», — сказал Андрей Чернявский. Скопировать ссылку

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *